8 (800) 200 911 0

Сертифицированный установочный центр

ГЛОНАСС\GPS

КАК ОБМАНУТЬ ПЛАТОН? ИЛИ ГЛОНАСС ПОД КОЛПАКОМ

Сразу оговоримся, что данная статья носит информационный характер и преследует важную цель: «нарушение условий контроля транспорта» наказывается государством. А, как говорится, предупреждён, значит, вооружён.


  • К чему приведет вывод из строя навигационного оборудования водителем?
  • Возникновение дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям).
  • Возникновение материальной ответственности (возмещение причиненного материального ущерба).
  • Возникновение административной ответственности
  • Статья 7.17.  КоАП РФ Уничтожение или повреждение чужого имущества.
  • Статья 7.27 КоАП РФ.  Мелкое хищение.
  • Простои техники и как следствие снижение плановой наработки, уменьшение заработной платы.

Для предприятия, использующего ПЛАТОН, предусмотрена статья КоАП РФ 12.21.3. Минимальный штраф за любое противозаконное действие с системой составляет 5000 р., максимальный (и любой кроме первого в год) 10 000 р. На оплату этих штрафов распространяется скидка 50%.

История борьбы с коррупцией стара как мир. В бизнесе, как и везде, сложно представить, что кто-то может «утратить доверие» по причине воровства или мошенничества. Поэтому вызывают такие бурные эмоции любые упоминания наказаний. И, если с точки зрения бизнеса, есть условный договор «не пойман- не вор», то в Государственном контроле, если нарушил - плати. Итак, обман систем контроля, что это? Бравада своими техническими познаниями или недальновидный максимализм? Попробуем разобраться с экспертами. К системам спутникового мониторинга транспорта относится, например, ПЛАТОН (ПЛАТОН - Плати за Тонну). Состоит из терминала спутникового мониторинга, по другому - трекер (в Европе данную функцию осуществляет обычный транспондер, потому что большинство дорог платные). Выполняет функцию передачи данных на сервер РТИТС (оператора) для начисления оплаты за пользование федеральными дорогами за каждый 12-ти тонный грузовой автомобиль.

Приведем примеры искажения данных мониторинга (похожие примеры мы рассматривали и в другой статье ранее).

«Три основные причины, с которыми мы имеем дело, включение питания трекера перед рамкой (сокращает пробег - трек по федеральной трассе, глушение сигнала спутников (отсутствие трека для расчета), объезд рамок. Все указанные варианты настолько распространены, что их уже активно обсуждают в интернете. 

Другие менее известны, но не менее эффективны, с точки зрения водителей: Самые эксклюзивные, о которых упоминается: смена госномеров на автомобиле и провоз на жесткой сцепке. В любом случае, как игра с огнём: поймают, не поймают. Радиостанция в помощь. 

По словам водителей, любое мошенничество с государством - прямая установка руководства компании на сокращение издержек при перевозках. Поэтому чего уж удивляться, что штрафы за такие нарушения действительно «драконовские». К сожалению, перестройка мышления происходит дольше, чем внедрение современных информационных систем. 

Поэтому такое большое количество протестов дальнобойщиков. Ведь они привыкли работать вчёрную. Платить мало, возить много. Вы можете возразить: конкуренция. А где ее сейчас нет? Все хотят заработать. В итоге демпинг. А от него тот же перевозчик несет убытки. Просто в стране деньги до сих пор считать не умеют. Работа есть уже хорошо - считает руководитель. Все дело в системе. Люди то, может и рады не мошенничать. 

Механик- зачастую, это бывший водитель, этакий прораб, который знает всю кухню изнутри и обладает авторитетом. Авторитет зарабатывает на откатах и списании горючего и запчастей. 

Водители зарабатывают на сливе топлива и накрутке пробегов. Работодатель выплачивает низкую зарплату, но даёт сливать топливо. Налоги на зарплату все равно выше. 

Этакий общественный договор: мы платим вам мало, вы сами реализуете часть топлива, поскольку оно уже заложено в тариф, мы делаем вид что ничего не видим. Механиков по специальности, прошедших обучение и вышедших из пенатов, система сломает уже на стажировке. До момента, пока предприятия не начнут переподготавливать своих механиков, дело с места не сдвинется - сетует Петр Шкуматов - партнер АНО «Экспертный центр «Контроль АЗС»


«Обман любой системы контроля, некоторыми людьми возводится в ранг необходимости. Например, после установки систем контроля расхода топлива Омникомм, экономический эффект достиг 32%, часть водителей уволилась, остальным подняли зарплату и все пришло в норму - такими результатами мы гордимся и на них ориентируем клиентов при новых внедрениях. Нередко бывает так, что клиент разводит руками и говорит «10-15% потерь мы предполагали, но чтоб 30-40!». Конечно же, обман оборудования, для контроля автопарка входит в приоритет для сотрудников, если половину доходов им приносит сбыт топлива и работа на конкурентов. 

Отработка случаев вандализма - это 90% всех диагностических работ наших специалистов. При том, что мы выполняем большую часть заявок в 48 часов, число глушений ГЛОНАСС или поломки датчиков уровня топлива держится на уровне 2,3% от работающего оборудования, а это 400-500 сервисных выездов в месяц. Согласно статистике поломок: 1% брак оборудования, 2% брак при выполнении работ по монтажу, 3,5% -перепроверка оборудования (заказчик часто не верит в показания системы, ведь снижение норм происходит почти на 30%, заправки грешат недоливами). Ещё 6,2% приходится на преднамеренную порчу оборудования (разбивают кувалдой, бьют шокером, впрыскивают кислоту). Ах да, всегда найдётся тот, кто скажет: «я вашу систему обману все-равно как». Самое смешное: таких менее 0,1% (это наши «любимчики» в части изобретательности. Каждый год подводим итоги. 

Из примеров: надуть камеру от мяча в баке и потихоньку стравливать воздух, система тройников) про таких мы обычно говорим клиенту: «если человек готов за банку пива облиться соляркой, полдня бегать с полторашками, вы спросите его: может он для предприятия что-то интересное предложит :), деятельный ведь человек» - делится руководитель Аналитического центра MONTRANS - Дмитрий Журавлев.

«Помимо попыток обмана телематического оборудования, необходимо трезво оценивать и возможности программы обработки данных. Например, платформы мониторинга по-разному интерпретируют данные по топливу и пробегам транспорта. Особенно, это очевидно, в части топлива. Наибольшую известность получила платформа Омникомм Онлайн, по причине отработки данных по топливу без ложных сливов и заправок. Это значительно упрощает жизнь диспетчера.

Также система предполагает печать преднастроенных отчетов. Из минусов: негибкая настройка отчетов, редкие обновления системы. Чувствительность топливного алгоритма позволяет ловить сливы топлива через обратку и слив малыми порциями до 1,5 литров. Скаут Онлайн обладает похожими характеристиками, при этом свободнее в изменении отчетов. Из минусов - закрытая система с «привязанным» оборудованием. 

Клиент не сможет ни сменить поставщика, ни перенастроить оборудование в случае необходимости другого функционала, ни проверить поставщика на честность настроек. Виалон предлагает всевозможные настройки отчетов, гибкое масштабирование и кучу допфункций.  Из минусов «швейцарского ножа»: больше ложных срабатываний, что требуют человеческого контроля, это приводит к дополнительным временным затратам или загрублению настроек. Также для построения отчета специалисту придется сделать много кликов мышкой.

В частности, Тетрон, один из интеграторов, на базе Виалон, предлагает производить дополнительную адаптивную чистку ложных событий для предоставления финального отчета. Что посчитает робот за факт, а что сгладит - на совести поставщика решения. Основной конкурентный козырь: предоставление отчета по парку in-time. О числе допустимых невалидных ТС поставщик не заявляет». – приводит примеры Директор по развитию ГК MONTRANS Станислав Емельянов.

«Немаловажным, при построении любого инструментального контроля, является неотвратимость наказания за совершенное деяние. При получении штрафной квитанции за «неоплату пройденного пути по системе Платон», перевозчиком поднимается следующий вопрос – за что наказали? Во-первых, бортовое устройство принадлежит «Платону», а не перевозчику. 

В связи с этим, ответственность за исправность, не принадлежащего перевозчику технического устройства, перевозчик нести не может. Правила пользования бортовым устройством (которые в соответствии с Договором перевозчик обязан соблюдать) соблюдал ли перевозчик, проверить невозможно. Во - вторых, деньги на счету перевозчика у «Платона» есть. Деньги можно смело снимать, но их не сняли. Перевозчик здесь тоже не причем. В – третьих, Пункт 4 статьи 1.5 КоАП завершают картину. «Платону» остается лишь аннулировать материал, послуживший причиной вынесения штрафа. Если дело доходит до суда, у «Платона» нет шансов. «Процессуалка» в чистом виде, хорошо понятная даже мировым судьям, и совсем не в пользу «Платона». Договора, насильно заключаемые «Платоном» с перевозчиком, в которых ответственность за исправность не принадлежащего и опломбированного технического устройства перекладывается на перевозчика, судами будут также рассмотрены в пользу последнего». - говорит член правления Некоммерческого Партнерства «Содействие Развитию Тахографических Систем» Сухомлинов Максим Владимирович.

«Самые тяжелые наши клиенты, как ни странно, это крупные холдинги, где на должности линейных руководителей сидят люди с двумя и тремя высшими образованиями. «Я вам могу рассказать тысячу и один параметр, почему система оперативного контроля не может применяться у нас» - так нивелируется подход к контролю в таких компаниях. 

Дело в том, что отклонение от заданных параметров (конкретно метрологических ГОСТАХ и прочих СНИПАХ), действительно, не позволяет вести коммерческий учёт движения топлива на предприятии. Но это ведь и не нужно: автопредприятие не АЗС на трассе и у него нет кассового аппарата. Топливо выдаётся водителю для внутреннего потребления. Применение же любой системы мониторинга с метрологическими наворотами превращается в экономически неоправданный нонсенс. В итоге, обманывать Глонасс, больше заинтересовано линейное руководство и, лишь владельцы и акционеры, настроенные на получение прибыли, а не штрафов, максимально заинтересованы в построении прозрачной системы учета. – подвел итог Дмитрий Журавлев.


Следите за обновлениями

Имя
Электронная почта

Центральный офис:

г. Москва, ул. Маршала рыбалко, 2к8, бизнес-центр "Маршал", офис 306

г. Новый Уренгой

ул. Проспект Губкина д. 14а

г. Санкт-Петербург

Ул. Профессора Попова д. 37, корп Щ, оф. 210, БЦ Сенатор

г. Воронеж

Ул. Никитинская д. 42, оф. 410

г. Краснодар

ул. Старокубанская д. 116, оф. 103, БЦ ENEX

г. Сургут

ул. Университетская д. 4, оф. 305, БЦ Тюменьэнэрго

г. Нижневартовск

ул. 60 лет октября д. 52, оф. 214, БЦ CLOVER HOUSE